Первый дизельный. Он же - Mercedes-Benz
Этот автомобиль трудно назвать уникальным в прямом смысле слова. Главная необычность как раз и заключается в том, что его выпускали серийно. Mercedes-Benz 260D, дебютировавший 16 октября 1936 года на автосалоне в британском г. Бирмингеме, был первым серийным легковым автомобилем, оснащенным дизельным двигателем.
Следует отметить, что силовой агрегат с воспламенением от сжатия, запатентованный небезызвестным Рудольфом Дизелем в 1893 году, всегда привлекал внимание таких фирм, как Benz&Company и Daimler-Motoren-Geselschaft. К примеру, именно “Карл Бенц со товарищи” в 1909 году получили патент на дизель с предкамерой и производили подобные моторы (правда, не для автомобилей, а для плугов) с 1922 года. Что касается Daimler, то она устанавливала дизельные двигатели на автобусы и грузовики начиная с 1923-го. После слияния двух компаний (в 1926 г.) они объединили свои усилия и в этой области моторостроения.
4-цилиндровый дизель с внутрифирменным обозначением ОМ138 был разработан под руководством инженера Фрица Наллингера специально для легковых моделей машин. Безусловно, мощность мотора в 45 л. с. при максимальном крутящем моменте 3000 об/мин и рабочем объеме 2,6 л вряд ли могла вызвать энтузиазм в середине 30-х годов ХХ века. Ведь автомобиль со снаряженной массой 1530 кг разгонялся всего лишь до 90 км/час, что в те годы не считалось чем-то выдающимся.
Однако столь низкие динамические характеристики компенсировала высокая экономичность двигателя - Mercedes-Benz 260D расходовал всего 9,5 литра солярки на 100 км пути. По нынешним временам это не так уж и много, но в довоенную пору бензиновый мотор аналогичного объема потреблял топлива на треть больше. К тому же, и цены на горючее различались куда заметнее. Скажем, в той же Германии литр бензина стоил 38 пфеннигов, а литр дизельного топлива - 17.
Дизельные модификации Mercedes-Benz чаще всего эксплуатировали в качестве таксомоторов. Именно поэтому на рынок в первую очередь поступила версия с типом кузова “ландоле”, который современные автодизайнеры почему-то обделяют своим вниманием. Вслед за этой модификацией появился лимузин, а за ним - и кабриолет.
К чести компании Mercedes-Benz, она всегда стремилась оставаться одним из ведущих производителей дизельных легковых автомобилей и никогда не упускала случая стать пионером в этом направлении. К примеру, появившаяся на свет в 1974 году модель Mercedes-Benz 240D 3.0 была не только первым автомобилем с подобным силовым агрегатом, но и вообще первым в мире автомобилем с 5-цилиндровой конструкцией двигателя. Сложное заводское обозначение модели объясняется просто: к 4-цилиндровому дизелю рабочим объемом 2,4 л германские инженеры добавили один цилиндр, в результате чего получился 3-литровый двигатель.
Надо заметить, что популярность дизельных легковых автомобилей в Западной Европе (в отличие от России) растет, и весьма стремительно. Так, если в Германии 5-6 лет назад дизельные версии составляли около четверти объема продаж новых легковых автомобилей Mercedes-Benz, то сегодня их доля куда больше…